Трансплантология в Армении: как будет работать новый закон о донорстве органов?
После внедрения посмертного донорства пересаживать можно будет также легкие, кишечник, костную ткань, сосуды.
После внедрения посмертного донорства пересаживать можно будет также легкие, кишечник, костную ткань, сосуды.
В Армении парламент принял изменения в закон «О трансплантации органов и тканей». В стране будет создан список органов посмертных доноров. В дальнейшем можно будет пересаживать сердце, поджелудочную железу, легкие, кишечник и ткани, рассказал корреспондент «МИР 24» Армена Осипянца.
Микаелу в этом году исполнится пять лет. Мальчик активный, мало чем отличается от сверстников. Лишь раз в месяц проходит обследование и ежедневно принимает специальные препараты, чтобы организм не отторг донорский орган. В 2020 ему сделали пересадку печени. Донором стала мама.
«Я считаю, что посмертное донорство должно действовать в Армении. Ведь сколько детей, родные которых не подходят, как донор, могут спастись. В нашем случае из родственников совместимость была только у меня. Я даже не хочу думать, что было бы с сыном, если бы никто из нас не подошел», – рассказала мать пациента с донорской печенью Тереза Степанян.
Кроме печени в Армении пересаживают роговицу и почки. Всего провели более 260 трансплантаций за 33 года. Врачи говорят, что это капля в море.
«Трупное донорство очень важно для медицины Армении и многих-многих стран. Потому что трансплантация почек от живых родственных доноров практически не покрывает и десятую часть того необходимого числа трансплантаций, которые в Армении существует», – сообщил руководитель программы трансплантации почки медцентра, доктор медицинских наук, профессор Ашот Саркисян.
В стране сегодня диализ получают 1100 пациентов, из них 400 нуждаются в пересадке почки, еще 500 нужна трансплантация печени.
Трупное донорство в Армении существует только на бумаге. По закону, каждый гражданин после смерти считается потенциальным донором, если при жизни в поликлинике не написал отказ. Изъять его органы можно лишь с разрешения родственников. До сих пор таких случаев не было.
«Смерть родного человека – это сильное эмоциональное потрясение для семьи. В этом состоянии им вдруг предлагают согласиться на забор органа. Это может вызвать отторжение. Думаю, ключевым здесь должно быть то понимание, что изъятие органа – это не осквернение тела, а возможность спасти жизнь другому человеку», отметила кандидат психологических наук, доцент Карине Налчаджян.
Недоверие у людей вызывают также ролики в интернете. Хотя незаконные трансплантации случаются, но очень редко. В Армении ни одного такого случая не зафиксировано.
«Мы делаем трансплантацию почки, но почка – это двойной орган. Как быть людям с проблемой сердца? Сердце же ты не можешь у живого донора брать. Как быть, если надо делать трансплантацию поджелудочной железы», – задался вопросом научный руководитель медцентра, доктор медицинских наук, профессор Ара Баблоян.
После внедрения посмертного донорства пересаживать можно будет также легкие, кишечник, костную ткань, сосуды. Первый шаг сделан: парламент принял изменения в закон. Это позволит создать список органов трупных доноров и реестр реципиентов.
«Подбор пары донор-реципиент проводится на начальном этапе по совместимости группы крови. Учитываются также вес, генотип, возраст. Есть и абсолютные противопоказания, например, инфекционные и онкологические заболевания, сахарный диабет», – рассказал заместитель директора медцентра по хирургии Сергей Баблоян.
Забор органа возможен при работающем сердце и легких после того, как в реанимации зафиксировали «смерть мозга». Организм может некоторое время функционировать за счет аппарата искусственного дыхания и препаратов, но человека уже не вернуть.
Отношение Армянской Апостольской церкви к переливанию крови и пересадке органов основывается на христианском милосердии. Спасение жизни – это богоугодное дело говорят священники.
«Естественно, мы приветствуем спасение жизней при помощи трансплантации. Донорство – это самопожертвование во имя спасения ближнего, проявление добродетели», – сказал настоятель церкви Святого Акопа иерей Шмавон Гевондян.
В странах, давно внедривших посмертное донорство, процесс осуществляется под контролем трансплант-координаторов. Врачи признаются, создание этого института, переподготовка хирургов и медперсонала займет немало времени и ресурсов. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы спасти больше жизней.
По закону, в Армении донорский орган не подлежит купле-продаже, нельзя насильно принуждать человека стать донором. Несовершеннолетние не могут быть живыми донорами, но с согласия родственников могут стать посмертными.