Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

Основные расходы на диагностику, исследования и процедуры ЭКО берет на себя государство. Помощь будут оказывать всем желающим репродуктивного возраста.

Фото: МТРК «МИР»
24 янв 15:55

В репродуктивных центрах Армении – настоящий бум. Сотрудники регистраций с трудом успевают принимать заявления от желающих поучаствовать в Программе по бесплатному лечению бесплодия. Чтобы стать участником программы, нужно зарегистрироваться в одном из пяти репродуктивных центров, на которые государство возложило борьбу с бесплодием. Для этого необходимы паспорт, социальная карта и справка с места жительства.

«По телефону мы рассказываем, что сделать бесплатную процедуру ЭКО могут женщины до 36 лет, а инсеминацию – женщины от 36 до 42 лет. Остальные вопросы они уже решают с лечащим врачом», – говорит сотрудница регистратуры Лилия Зурначян.

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

600 тысяч драмов, или свыше 100 тысяч рублей. Примерно столько стоит первичная диагностика. Еще около 250 тысяч рублей уходит на процедуру ЭКО. Для семей со средним доходом в 30 тысяч – суммы неподъемные. Если бы не госпрограмма, многие супружеские пары и одинокие женщины не познали родительского счастья.

«Для каждой женщины это безграничное счастье – узнать, что она беременна. Ради ребенка мы готовы на все. Я даже не помню, сколько денег мы потратили на лечение», – говорит Эмма Акопян.

«Я четыре года как замужем, а детей нет. Вот пришла зарегистрироваться, надеюсь, процедура ЭКО мне поможет», – говорит Ани Бадалян.

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

Ухудшающиеся демографические показатели, и проблема бесплодия в Армении обсуждается уже много лет. Сегодня этот вопрос актуален как никогда. Масштабных исследований по выявлению причин бесплодия в Армении не проводилось. При этом количество тех, кто страдает этим недугом, вызывает серьезное беспокойство.

«По результатам исследований, 16,8% супружеских пар в Армении – бесплодны. Кризисный показатель, принятый во всем мире – 15%. Речь идет о первичном бесплодии, причем процент мужского бесплодия выше, чем женский», – рассказывает начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Армении Нуне Пашаян.

«У нас в стране огромные демографические проблемы. Рождаемость – 1,6 %. Это означает, что наша популяция даже сама себя не может воспроизвести. Каждая седьмая пара еще и страдает бесплодием. А у тех, у кого нет бесплодия, мало детей рожают. Надо рожать по 3-4 ребенка, чтобы это покрыть», – говорит главный репродуктолог Армении Эдуард Амбарцумян.

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

Повлиять на демографическую ситуацию правительство Армении пытается с 2019 года. Поначалу программа, покрывающая расходы на репродуктивную медицину, была рассчитана на бездетных из приграничных регионов, семьи военных и людей с инвалидностью.

«Программа по лечению бесплодия в этом году беспрецедентна по своим масштабам. В 2019 году государство оплачивало лечение бесплодных пар, проживающих в приграничных регионах. Тогда их было 37, сейчас список регионов вырос до 184. А с этого года жителям приграничных регионов помогут родить и второго ребенка при помощи ЭКО. В этом году мы расширили программу, и сейчас бесплатный пакет получают не только женщины до 36 лет. Тем, кому 42, тоже могут рассчитывать на бесплатную инсеминацию», – отмечает Нуне Пашаян.

30-летняя Элизабет Мнацаканян попала в список льготников год назад и теперь у нее двойняшки – Меружан и Милена. Она всю жизнь мечтала о двойняшках.

«Мы пришли сюда с твердым намерением оплатить все процедуры, но случайно узнали, что можем воспользоваться льготами. У мужа третья группа инвалидности. Проблема со здоровьем была небольшая, но требовала длительного лечения. А мы не хотели ждать, решили сделать ЭКО», – рассказывает жительница Еревана Элизабет Мнацаканян.

Репродуктивные технологии – одни из самых дорогостоящих в медицине. Стоимость оборудования – от 30 миллионов рублей. В инкубаторе поддерживается постоянная температура – плюс 37, такая же, как в женском организме. Воздух в инкубаторе окисляется при помощи углекислого газа. Работать с эмбрионом нужно очень быстро, не более 10 минут, иначе попытка экстракорпорального оплодотворения будет неудачной. Немало средств идет и на проведение генетических анализов. Многие пары и не знают, что являются носителями неизлечимых генетических заболеваний. Таким парам врачи советуют воспользоваться донорским материалом.

«Я смотрю под микроскопом морфологию эмбриона и выбираю самый хороший. Если делается предимплантационный генетический анализ и результат показывает, что он хорошего качества и нет генетических дефектов, то предпочтение мы отдаем этому эмбриону», – объясняет эмбриолог Анжела Арутюнян.

Первые попытки экстракорпорального оплодотворения в Армении были предприняты еще в середине 90-ых. Профессор Георгий Окоев был у истоков репродуктологии в Армении. После неудачных попыток врачи поняли, что к этому делу нужно подойти серьезно. Закупить новейшее европейское оборудование, провести курсы подготовки всего медперсонала.

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

«Если раньше нужно было подсадить эмбрион на третий день, потому что не было соответствующих средств хранения, то сейчас мы можем держать его до пятого-шестого дня и только потом подсадить. Это очень важно, потому что эмбрионы к пятому дню могут не делиться, ты не знаешь, какой из эмбрионов подсадить, а на пятый день выбираешь наиболее качественный», – объясняет профессор, директор Исследовательского центра матери и ребенка Георгий Окоев.

В 2003-м кропотливая работа была вознаграждена – семейная пара из Грузии родила тройняшек. С тех пор репродуктивные технологии сильно шагнули вперед, их эффективность выросла в разы.

«Любая вещь, которая дотрагивается до эмбриона, должна быть специально обследована на эмбрионотоксичность, любая вещь, будь это среда, чашечки, катетеры, я уже не говорю о стерильности. Мы же вводим клетку в другую клетку, это ИКСИ процедура. Чтобы оплодотворить, надо поймать сперматозоид, зафиксировать его и ввести в другую клетку, это микроманипуляции на самом высочайшем уровне», – говорит Эдуард Амбарцумян.

Долгое время бездетность в Армении была закрытой темой. Страшного диагноза стеснялись и скрывали. Однако успехи репродуктологов и поддержка государства постепенно меняют отношение общества к этому вопросу. За 20 лет даже сформировалась добрая традиция – навещать своего врача с ребенком на руках.

Дети из пробирки: в Армении стартовала масштабная программа по лечению бесплодия

«Я вижу огонь в их глазах, я точно знаю, что они беременны. Бывает, что уже с ребенком приходят. Это особый взгляд. Свет появляется у женщины, которая наконец стала матерью», – рассказывает Эдуард Амбарцумян.

«Мне кажется, что у этих женщин меняется взгляд, он становится более жизненным, у них появляется интерес к жизни, ведь ребенок – это цель, которую они достигли», – говорит Георгий Окоев.

В правительстве Армении рассчитывают, что комплексный подход к проблеме бесплодия позволит исправить ситуацию в ближайшие несколько лет. Государство планирует постепенно увеличивать финансирование программ, направленных на улучшение демографии.



ДРУГИЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА