Самая престарелая жительница Еревана Элиза Лавчян отметила 104-летие. Долгожительница всю свою жизнь посвятила ботанике. Она – кандидат биологических наук, автор тридцати научных трудов и книг, более 40 лет проработала в Ереванском ботаническом саду. Несмотря на то, что Элиза Карповна перешагнула вековой рубеж, она по-прежнему в здравии и старается жить полноценной жизнью.
Свидетельница двух веков
Элиза Лавчян родилась в 1921 году в Константинополе. Через три года с семьей репатриировалась в Армению. Девочка росла смышленой, в школе ей давались многие предметы, была усердной, училась хорошо. После окончания школы Элиза поступила в Ереванский государственный университет. Два года спустя началась Великая Отечественная война и учебу пришлось приостановить. Элиза вместе со многими другими сверстниками пошла трудиться в тылу. После войны закончила учебу и стала дендрологом.
«Главным достижением своей жизни считаю защиту кандидатской диссертации и служение науке. Я – автор 30 научных трудов и книг. Для меня смысл жизни человека заключается в том, чтобы он был полезным окружающим и своей стране. И чем бы ни занимался – должен делать это хорошо».
Служение миру растений
В конце 1940-ых Элиза Карповна поступила на работу в Ереванский ботанический сад. С лаборантки дослужилась до старшего научного сотрудника. В карьере было немало интересных эпизодов. Например, как-то мэр Еревана Григор Асратян лично пригласил ее работать к себе в управление по озеленению столицы. Но Элиза отказалась, не захотев уходить из Ботанического сада. Еще один случай связан с самим Католикосом всех армян Вазгеном Первым.
«Руководство направило меня в Первопрестольный Святой Эчмиадзин, чтобы озеленить территорию. Во время встречи с Католикосом все целовали его руку, а я была стеснительной девушкой, и когда пришел мой черед поприветствовать его, осталась стоять. Он понял, что я не знаю, как правильно приветствовать Патриарха, улыбнулся и сказал – проходи, садись», – вспоминает долгожительница, кандидат биологических наук Элиза Лавчян.
В Ереванском ботаническом саду Элиза Лавчян проработала свыше 40 лет. Иногда приходит в гости. Бывшие коллеги и наслышанные о ней молодые сотрудники всегда встречают ее тепло и с большой радостью. В ботаническом саду Элизе Карповне знаком каждый уголок, но самый родной – сирингарий, в создание и развитие которого она внесла большой вклад.
«В моей судьбе она оставила незабываемый след, как наставник, один из учителей жизни и как старшая подруга. Элиза Карповна всегда подбодрит, подскажет, оценит, поругает, если нужно будет. Очень многому я научилась у нее, когда была молодой».
Одно из самых любимых мест Элизы Карповны в ботаническом саду – оранжерея тропических и субтропических растений. У каждого останавливается подолгу, внимательно рассматривает и мысленно переносится в годы своей молодости. А работники украдкой, вполголоса и с улыбкой говорят друг другу: «Королева цветов вернулась в свой сад».
Секрет долголетия
Беседа за чашечкой кофе – любимое занятие Элизы Лавчян, когда ее навещают родные. В свои 104 она активно участвует в разговорах. В гости часто приезжает очень внимательный к ней любимый племянник Карен Лавчян. Привозит что нужно, помогает по домашним делам, вместе вспоминают былые времена, обсуждают науку и искусство: Карен Лавчян – дирижер, заведующий кафедрой оперной подготовки Ереванской государственной консерватории им. Комитаса.
«Тетя по своей сути – настоящий ученый, любит многое анализировать. Я научился у нее мыслить широко, совершать взвешенные и продуманные поступки, проявлять выдержку. Она честный человек и никогда не боялась говорить правду. А еще – тетя очень заботливая».
Элиза Карповна особого «героизма» из своего долголетия не делает. Относится спокойно и говорит, что конкретного секрета прожить долгую жизнь у нее нет.
«В чем секрет моего долголетия? Точно не знаю. Может, в том, что питаюсь по режиму – три раза в день, гуляю, стараюсь меньше нервничать, общаться с умными и уважительными людьми, быть терпеливой и любить то, что делаю. Сегодня мое единственное желание – чтобы не было войн и человеческих трагедий», – говорит Элиза Лавчян.
